Вот и осень пришла. Полноправной хозяйкой вошла, с подарками в виде урожая,соцветий разных видов красок.Когда ей весело,птицы поют прощальные свои песни,листья танцуют под солнечный вальс,люди дружно собирают свой урожай. Всех осень золотом осыпет! Но если взгрустнется , то плачет дождями, злится ветром, хмурится тучами,грозится громко! Но все равно мы говорим-осень золотая!Беседуя со своими учениками,я поняла, что многим из них не нравится осень. На уроках литературного чтения были запланированы стихи, рассказы об осени.Я поставила цель изменить мнение детей, раскрыть все прелести этой золотой поры. Вместе с этим и обогатить словарный запас, развить творческий интерес к осени, полюбить родную землю во все времена года. Вначале я предложила им прогуляться по местному парку и внимательно посмотреть, какими красками осень разукрасила деревья, небо, землю. Оказывается, она- художница! На уроках литературного чтения дети делились по группам, выбирая цвет осенних листьев. Группы назывались «Осень-художница», «Осень-труженица», «Золотая осень», «Черная осень» ит.д. Отгадывание загадок про осень, проговаривание скороговорок, чтение рассказов, ассоциации «Осень-это...», конкурс рисунков на тему «Осень в моем дворе» воодушевило детей создать альбом про осень.В альбом вошли рисунки, самоделки-картинки, загадки, стихи, эссе. Дальше, изучая на уроке стихотворение великого Абая «Осень», дети старались раскрыть смысл каждой строки, рисовали иллюстрации,выполняли сравнительную таблицу, и легко выучили наизусть это произведение.Даян Кулан с этим произведением учавствовала в школьном конкурсе чтецов «Великое слово Абая» и заняла призовое 1 место,за что ей дали грамоту. Изучая произведения М.Дулатова «Осень», Т.Жарокова «Осень», М.Ауэзова «Зимняя осень», А.Табылдиева «Песни злаков» дети пополняли и расширяли знания про осень, удивляясь, как мало знали об осени, углубляли свои интересы.Радуясь познавательной деятельности своих учеников, решила предложить им провести небольшую научно-исследовательскую работу «Почему листья желтеют или краснеют?». Были даны задания разного уровня, нужна была помощь родителей, учителя биологии,библиотекря, надо было собрать гербарий желтых и красных листьев, написать свои умозаключения и представить наглядно на уроке. Дети прекрасно справились с этим заданием, пополнили словарный запас новыми трудновыговариваемыми для них словами как «хлорофилл», «крахмал». Каждый с такой любовью и искренностью рассказывал о своей работе, что у меня не оставалось и сомнения, что дети полюбили это время года! Доказательством послужили эссе на тему «За что я люблю (не люблю ) осень», составление пятистиший, авторскийй стул и конечно же море смайликов с наилучшими отзывами об осени. Научить детей не просто смотреть , а увидеть, узнать,расширять кругозор, уметь стать частью всего прекрасного и удивительного, сделать что-нибудь хорошее и полезное для окружающего мира- благородная цель педагога. И когда видишь успех , становится тепло на душе даже холодной осенью!